Пятница, 19.04.2019, 18:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Зачем учить ребенка музыке | Регистрация | Вход
Меню сайта
Разделы новостей
Январь [12]
Февраль [25]
Март [51]
Апрель [27]
Май [18]
Июнь [4]
Июль [0]
Август [3]
Сентябрь [20]
Октябрь [32]
Ноябрь [35]
Декабрь [37]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 241
Форма входа
Календарь новостей
«  Апрель 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
МОУ ДОД
Чебоксарская
детская музыкальная школа
им С.М.Максимова

Homo Musicus

Из книги Д.К.Кирнарской. Психология специальных способностей. Музыкальные способности – М.: Таланты-ХХ1 век, 2004.

Человеческий род привык торжественно и по-латыни называть себя Homo Sapiens, Человек Разумный. Этим названием он выделяет себя из не мыслящей природы и делает себя ее властелином. Однако Sapiens человек стал довольно поздно, и так же поздно появилась наука – свидетельство полного развития его умственных сил. Искусство и музыка старше науки и старше мышления. Homo Musicus, Человек Музыкальный, слушающий музыку, сочиняющий и исполняющий ее, старше, чем Homo Sapiens. Человек музицировал уже тогда, когда не умел еще измерять и вычислять, не мог найти причину природных явлений, не умел обрабатывать землю, строить суда, пересекать моря… Музыка в глубочайшей древности была средоточием чувств и мыслей, помогала общаться с ближними, участвовать в открытии Слова. Умственные навыки человека на протяжении тысячелетий складывались в рамках искусства Музыки.

Цивилизация признала выдающуюся роль музыки в становлении человеческого мозга. Древние греки говорили о гармонии небесных сфер, они считали, что в космосе звучит музыка и выражает его законы. Не понимая и не зная музыки, нельзя понять и природу. Древние китайцы считали музыку формулой мира, уподобляя отношения звуков отношению любых величин, вещей и предметов. В европейском средневековье музыка наряду с астрономией и геометрией входила в число наук. Музыку человечество никогда не отделяло от мышления, считая ее частью мышления и в некоторой степени его источником. Мышление и мыслительные операции – сравнение, установление отношений, разложение на части и объединение в целое – органично присутствуют в музыке. И вполне возможно, что эти умственные навыки из музыки перешли в царство абстрактного мышления, перекидывая психологический мост между миром искусства (эмоционально-чувственного мышления) в мир науки (мышления абстрактно-логического).

Человек должен стать Homo Musicus для того, чтобы в будущем превратиться в Homo Sapiens. Таков процесс эволюции человеческого мозга. Человеческий мозг эволюционирует медленно, и таланты, которые мы наблюдаем сегодня – есть плод генетического развития, которое совершалось в течение многих столетий. И нет ничего правильней, чем в воспитании своих умственных сил припасть к музыкальному источнику.

Во второй половине 20 века наряду с гигантскими успехами науки и промышленности общество столкнулось с некоторой «механизацией» мышления. Возобладала не творческая, а исполнительская тенденция по отношению к человеку. Значительная часть молодежи утратила вкус к творческому самовыражению, стала относиться к себе как к функции, чрезмерно расширяя свой досуг. «Общество потребления» опасно тем, что грозит выхолостить творческий потенциал человечества. Сегодня, когда образование из-за своего чрезмерного прагматизма ставит под угрозу будущее творческих сил человечества, самые дальновидные представители педагогического сообщества делают ставку на искусство и в первую очередь на музыку.

Все исследования последних десятилетий сходятся в главном: музыка стимулирует работу мозга, помогает в преодолении трудностей. Два столпа школьного обучения – владение языком и математические навыки – оказываются у музыкантов на большей высоте, нежели у представителей других профессий.
Интересен опыт выдающегося муз педагога Шиницу Судзуки. Он практикует раннее начало занятий на скрипке и активно вовлекает родителей в процесс музыкальных занятий. Мамы соучаствуют в музыкальных занятиях ребенка и помогают ему дома. Судзуки, вероятно, рассчитывал создать питомник музыкальных талантов. На самом деле занятия способствовали умственному развитию детей больше, чем развитию их музыкальных данных: памяти, понимания сущности иерархических отношений, осознания деления пространственных структур на уровни, умения оперировать различными структурами. Уже через четыре месяца занятий «группа Сузуки» обогнала своих сверстников по уровню развития визуально-моторных навыков.

Исследования показывают благотворное влияние музыки на интеллектуальный рост детей. Музыка стимулирует мозговую деятельность в целом: музыкальные занятия оптимизируют работу мозга, и это не может не сказаться на лучшем выполнении самой разнообразной умственной работы. Слушание музыки, ее сочинение и исполнение требуют постоянного обмена информацией между полушариями, их чередования, взаимодействия. У музыкантов меньше выражена асимметрия мозговых полушарий ( в процессе мозговой деятельности они легче подменяют друг друга и передают друг другу различные функции), увеличен отдел мозга, отвечающий за моторные навыки и их связь с поступающей от органов чувств информацией (связь зрения, слуха и движения гораздо активнее, чем у немузыкантов). Музыка весьма помогает формированию аналитических мыслительных навыков, на которые во многом полагается школьная наука, так как среди всех видов искусств музыка наиболее абстрактна и структурирована. Занимаясь музыкой, легче развить мыслительные навыки, которые понадобятся для занятий любой умственной работой.

Родители, понимающие роль музыки в детском развитии, будут иметь больше поводов гордиться своим ребенком, чем родители, считающие музыку занятием праздным и бесперспективным. Музыка – лучший педагог, она не преподносит готовые знания, а учит мыслить. У музыкального ученика не может быть проблем с успеваемостью.

Есть много профессий, где нужно реагировать на одновременные показания многих приборов, мгновенно аккумулировать информацию из разных источников и тут же принимать решение, то есть делать несколько дел одновременно подобно Цезарю. Чтобы уметь мыслить многоканально, принимать адекватные решения и осуществлять их, нужно, прежде всего, не напрягаться. Музыка снимает мышечное напряжение. Контроль над сложными движениями дается музыкантам легче и требует меньших затрат энергии. А привычка прислушиваться и чутко откликаться на внешние впечатления становится «второй натурой».

Музыкант воспринимает многообразие как норму. Большой музыкальный кругозор облегчает общение и взаимопонимание. Чем больше и активнее подросток занимается музыкой, тем менее вероятны его трения с законом. Обычное музыкальное образование уменьшает вероятность анти социального поведения. Музыкальное образование, включающее самостоятельное музицирование, уменьшает эту вероятность очень сильно. Овладение сложными музыкальными навыками (чтение с листа) напрочь исключают всякий криминальный опыт.

Привычка слушать другого и понимать его делает музыкантов мягче и терпимее. При этом их волевые качества не страдают. Они многое видят и чувствуют, но менее подвержены паническим настроениям.

Единство музыки и речи признано всеми учеными. Они восходят к общим корням и имеют общее происхождение. «Музыкальный язык» и «музыкальная речь» вовсе не метафоры. Музыка и речь – психологические родственники и нейропсихологические соседи. В мозгу образовано единое речемузыкальное пространство, основы которого заложило пение. В известном смысле переход от Homo Musicus к Homo Sapiens совершился в рамках речемузыки. Пение – наиболее фундаментальное свидетельство речемузыкальной близости и ее средоточие, и потому пение до сих пор помогает развитию речи. В третьем тысячелетии связь музыки и речи на мозговом уровне – неоспоримый факт. Этим объясняется, что занятия музыкой оказывают помощь в изучении языка, освоении навыков чтения, в излечении речевых расстройств. Человек музыкальный в качестве оратора и слушателя имеет значительные преимущества. Он владеет смысловым ключом речи – осмысленным интонированием. Вначале был Звук, от которого отделилось Слово – таков ход эволюции, в соответствии с которым человек воспринимает речь и распоряжается своими вербальными способностями.

Музыка математична, а математика музыкальна. И там и тут господствует идея числа и отношения. В ладах – определенное число ступеней, которые характеризуются определенными зависимостями и определенными отношениями. Ритм делит время на единицы и устанавливает между ними числовые связи. Музыкальная форма основана на идее сходства и различия, тождества и контраста. В математике красота и гармония ведут за собой творческую мысль так же, как в музыке. (Только то верно, что прекрасно).

Сущность психологических связей между музыкальными и математическими способностями заключается в повышенно абстрактном характере восприятия, в переносе навыков пространственно-геометрического восприятия, не имеющих явных предметных аналогов, на реальную действительность. Музыкальное восприятие на нейропсихологическом уровне оказалось весьма аналитичным: обработкой музыкальной информации занимаются отделы мозга, традиционно отвечающие за логические операции. Интересно, что у мальчиков-музыкантов пространственные операции несколько смещены в левое полушарие, вероятно, из-за особого аналитического «крена». Немузыканты и девочки-музыканты воспринимают пространственные процессы правополушарно. Может быть, распространенность композиторского таланта у мужчин связана со спецификой их пространственного мышления… Повышенная аналитичность и высокое качество пространственных операций «музыкального мозга» объясняет частое совпадение музыкальной и математической одаренности у одних и тех же людей. В конце 20-х годов 60% профессоров-физиков и математиков Оксфордского ун-та были одновременно членами университетского муз клуба, и только 15% остальных профессоров посещали тот же клуб. Одаренным математикам музыка была нужна гораздо больше, чем всем остальным вместе взятым.

Занимаясь музыкой, человек развивает и тренирует свои математические способности, значение которых в наш прагматичный век оспаривать невозможно.

Таким образом, музыка:
- облагораживает эмоционально,
- обогащает умственно,
- способствует росту основных человеческих способностей – способности к логическому мышлению и к овладению языком и речью,
- способствует развитию социально-ценных качеств человека, делая его более либеральным, способным воспринимать «чужое» как «свое»,
- расширяет и усиливает все духовные и интеллектуальные возможности человека.
Музыка настолько многогранна и требовательна ко всем человеческим качествам, что не может быть музыканта, который не преуспел бы в любой сфере деятельности. Огромно число выдающихся и просто успешных людей, которые не стали музыкантами, но любят музыку и музицируют: короли, президенты, политики, бизнесмены, художники, артисты. Многие авторитетные фирмы, компании (Микрософт) и крупные западные банки предпочитают сотрудников с музыкальным образованием.

Широкое внедрение музыкального образования – в детском саду, в школе, в вузе и на любом уровне – позволит каждому человеку максимально раскрыть и умножить все свои способности.

Многие современные мамы и папы даже не подозревают, что игра на музыкальных инструментах способствует лучшему обучению в школе. Учительница Серпуховской гимназии с муз. классами: «Если школу посещает «Высокая» комиссия, в первую очередь ее ведут в класс, где, помимо обычных дисциплин, есть музыка. В этом классе и поведение, и успеваемость выше, чем в других. На математической или литературной олимпиаде- наибольшее количество участников оказывается из числа учащихся музыкального класса. Это происходит из года в год. Пифагор создал свою «школу мудрости», положив в ее основу два «Искусства»- музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба эти занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга. Школьники часто делают математические ошибки из-за неумения владения математическими символами, они не могут уследить за математическими знаками + и -, путают знак со знаком Музыка помогает преодолеть эти затруднения, так как владение музыкальной символикой приучает к владению обозначениями любыми, в том числе математическими. Из - за плохо развитого пространственного мышления дети часто не могут подписать цифры при арифметических действиях, правильно понять условие задачи (особенно на тему времени, скорости и расстояния), ошибаются в устном арифметическом счете. При дальнейшем обучению таких ребят (статистика утверждает, что школьников с подобными проблемами 60 wacko обнаруживается способность следить за правильной последовательностью выполнения арифметических действий, например сложение и вычитание производить только после выполнения умножения и деления. А когда наступает время знакомства с геометрией, попытки овладеть ее полностью терпят крах, потому что овладение этим предметом без пространственного представления невозможно. Учитель может разбиться в лепешку, устраняя эти ошибки, но его старания окажутся тщетными, если не поработать над развитием у ребенка пространственного мышления. И в этом верный помощник- музыка. Ребенок, знающий азы игры на музыкальном инструменте, подобных затруднений не испытывает. Он твердо усвоил, где правая, где левая рука. Знание подкреплено наглядностью - перед ним лежат ноты, на которых ясно обозначены партии левой и правой руки. В ребенке закреплено и такое понятие, как «веру- внизу».

Нейропсихологи, исследующие музыкальный талант, постоянно обращают внимание на его связь с пространственным интеллектом. Особенно глубокая связь такого рода замечена у одаренных музыкантов-мужчин. Отмечается она и у детей, занимающихся на клавишных инструментах – у них отмечается постоянный прогресс в выполнении пространственных тестов. Чтение нот является специфической пространственной операцией.

Влияет музыка и на овладение правописанием. Часто дети пишут буквы и цифры зеркально, например Э вместо Е, Б вместо Д, переставляют местами буквы и слоги в слове- то нарушение пространственного восприятия. По этой же причине дети пропускают буквы и слоги, пишут слитно слова в предложении, а новую фразу с маленькой буквы. Часто у первоклашек не сформированы элементарные двигательные навыки и мелкая моторика руки: пальчики плохо двигаются сами по себе и плохо переключаются с одного движения на другое. Занятии музыкой учат координировать свои движения. Нередко дети не удается деление слов на слух на слоги- на ритмические единицы. Игра на муз. инструменте сформирует в ребенке чувство ритма и наладит координацию между слухом и моторикой рук.

МУЗЫКА УЧИР РЕБЕНКА НЕ ТОЛЬКО ВИДЕТЬ, НО И ВОСПРОИЗВОДИТЬ УВИДЕННОЕ, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно. она развивает все виды восприятия: зрительного, слухового, чувственного, и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную.

Музыка развивает ассоциативную фантазию, фантазию, без которой невозможно овладение другими видами искусств.

Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира.

Музыка оказывает сильное воздействие на психику и здоровье человека.

По наблюдению ученых и врачей, вибрации музыкальных звуков активизируют вегетативные механизмы высшей нервной деятельности, и вызывают особые вибрационные ответы в подсознании. Благодаря этому музыкотерапия позволяет добиться значительных успехов при лечении различного рода психических расстройств.


Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2019