Пятница, 19.04.2019, 17:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | О музыкальных способностях | Регистрация | Вход
Меню сайта
Разделы новостей
Январь [12]
Февраль [25]
Март [51]
Апрель [27]
Май [18]
Июнь [4]
Июль [0]
Август [3]
Сентябрь [20]
Октябрь [32]
Ноябрь [35]
Декабрь [37]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 241
Форма входа
Календарь новостей
«  Апрель 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
МОУ ДОД
Чебоксарская
детская музыкальная школа
им С.М.Максимова

Homo musicus – человек музыкльный.

Из книги Д.К.Кирнарской. Психология специальных способностей. Музыкальные способности – М.: Таланты-ХХ1 век, 2004.

Чтобы совершить нечто значительное, нужен талант – самое таинственное понятие психологии одаренности, природу которого стремятся разгадать многие поколения ученых. «Человек может все», «талантливый человек талантлив во всем» - подобные утверждения внушают обществу оптимизм и уверяют каждого, что для него ничего невозможного нет. Однако, талант очень избирателен, а люди-титаны, похожие на Леонардо да Винчи, почти никогда не встречаются. Кстати, раннее проявление таланта составляет скорее исключение: большая часть одаренных музыкантов проявили себя после 12 лет, когда человек начинает формироваться как личность и осознавать свою неповторимость. Лишь 10% вундеркиндов по статистике добиваются успеха.
Древние греки наделили каждого из богов лишь одним талантом: Гермес был талантлив в коммерции, Аполлон – в искусстве, Деметра – в земледелии, а Зевс – в управлении. Обычно человеку дано блистать и поражать современников лишь в чем-то одном. Найти свое природное призвание – нелегкая задача, и помочь в ее решении должна психологическая наука.

Талант включает в себя интеллектуальную составляющую, близкую способностям и IQ (коэффициенту интеллекта), творческую составляющую, близкую креативности, и эмоциональную составляющую, ключом к которой является мотивация.
Этот третий компонент играет роль эмоционального топлива, сжигая который человек движется к своей цели. Его любят называть словом «drive», что означает «порыв, движение». Успех и мотивация связаны очень тесно – без упорного желания «вытащить рыбку из пруда» необходимое количество «труда» ниоткуда не возьмется.

Основных, базовых способностей, составляющих основу человеческого интеллекта, оказалось всего 9: вербальный, логико-математический, музыкальный, пространственный, телесно-двигательный, интра- и интерличностный, природный и спиритуальный. Смешивая их в разных пропорциях, как художник смешивает краски на палитре, мы можем получить все многообразие наших дарований. Каждый из нас в той или иной мере наделен всеми 9 способностями, иначе мы бы просто не выжили, но обладаем мы ими в очень ограниченной степени. Лишь одна или две способности бывают высоко развиты у одного и того же человека.
Врожденность одаренности и таланта может огорчать, но она же дает повод для оптимизма. В конце концов, самую старую психологическую идею высказал еще Сократ, сказав: «Познай себя». Необходимо, значит, удвоить усилия в поиске своих изначальных способностей, а педагогам, возможно, придется по-разному организовать обучение разных детей.
Девять видов природных способностей определяют все духовное развитие человечества. Они - результат долгого эволюционного процесса.
Первым возникло самое фундаментальное и необходимое дарование – способность двигаться, управлять своим телом, оно явилось первым условием выживания. Вместе с телесно-двигательным возник и пространственный интеллект. Он позволял древнему человеку находить свой путь в лесах и на морях, строить жилье, осваивать ремесла. Необходимо было еще наладить диалог с природными силами – знать приметы времен года, предсказывать погоду, познать свойства растений и повадки животных, здесь понадобился природный интеллект.
Три первые способности образовали фундамент нашей психики, ее корень, отправную точку. Они самые древние и поэтому наиболее генетически укоренены. Людей, обладающих ими чрезвычайно много.
Следующим шагом в познании мира стало познание человеческого общества. Без овладения навыками общения человек не мог продвинуться по пути цивилизации. Здесь понадобился «дуэт» талантов – интерличностный интеллект, талант общения, и интраличностный интеллект, талант самопознания. Общение и потребность в нем предполагали все более изощренные средства для передачи чувств и намерений. Желая быть понятым, человек поставил себе на службу звук, свой собственный голос. Голос и его интонации могли сказать о многом. Так формировался предок музыки и словесной речи – музыкальный интеллект, способность осмысленно и содержательно передавать и воспринимать звуковую информацию, зашифрованную как последовательность разных звуков – разных по тембру, по громкости, по высоте и длительности.
Этот этап, этап объединения людей в разные сообщества и установления отношений между сообществами и внутри них, более поздний. Людей, приспособленных к общению с другими людьми в любой форме, в том числе и художественной, гораздо меньше, чем потенциальных спортсменов или тех, кто способен успешно заниматься физическим трудом.
Самая малочисленная группа одаренных личностей – это группа мыслителей. Язык и речь, логическое мышление и создание философских систем относятся к сфере духовной жизни, к ноосфере. Вербальный, логико-математический и спиритуальный таланты явились последними, знаменуя собой конечную зрелость человеческого разума, его всестороннее развитие. На эти дарования опирается наука – позднейший вид мышления, ищущий глобальных обобщений и вечных истин. Прогресс цивилизации опирается главным образом на эти наиболее «новые» виды интеллекта, и потому так высок авторитет, которым пользуются в обществе эти позднейшие дарования Homo Sapiens.

Когда возникла музыка и откуда она пришла, в точности неизвестно. Случилось это тогда, когда человек еще не успел понять, что он – существо сознательное и ответственное. Для науки несомненно, что музыка и язык – это два ствола, растущие из одного корня. И музыка старше, чем словесная речь.
Внутренним свойством музыкального искусства стала способность звука нести важную информацию, настраивая человека на тот или иной лад.

Свойство слуха, специально нацеленное на восприятие эмоционально-смысловых аспектов музыки, принято называть интонационным слухом. Он универсален и в некоторой степени развит у каждого – без него человек бы погиб, не умея правильно трактовать послания природы.
Существует зависимость между интонационным слухом и музыкальным талантом. Подавляющее большинство людей воспринимает музыку формально, а не выразительно. Только 12% детей до 14 лет заражены вирусом «музыкальности».
Интонационный слух можно считать ядром музыкальности, «эмоциональной отзывчивости на музыку
Музыка проникает в человека через ритм, точно так же как она проникает в него посредством интонирования.
Ритм представляет собой чередование событий равной или неравной длительности в сочетании с паузами между ними.
Движение рождает ритм, а ритм рождает музыку. Музыкальный ритм – это движение в звуковой форме.
Совершенствуется чувство ритма весьма активно, так как идет рука об руку с физическим развитием детей. У нормальных детей оно есть. Хорошее, достаточное для занятий музыкой чувство ритма встречается реже, чем хотелось бы.

Если бы когда-то очень давно люди не услышали, что даже небольшое движение голоса вверх или вниз рождает другой звук, то не было бы ни мелодий, ни песен, ни музыкальных инструментов. В отличие от рефлекторной природы чувства ритма природа аналитического слуха абсолютно сознательна и подконтрольна разуму
Разумное начало в музыке, которым заведует аналитический слух, это более высокая ступень развития музыкального интеллекта по сравнению со стихийными проявлениями древнейших компонентов музыкальности. И поэтому очень хороший аналитический слух встречается еще реже, чем интонационный слух и чувство ритма.

Ученые предполагают, что первыми родились на свет тональные языки (народов Дальнего Востока). Они требуют хорошего звуковысотного слуха, и младенцы, которые начинают говорить, не боятся самых сложных звуковысотных заданий – их слух приспособлен к изучению любых языков. Когда первый этап освоения речи проходит, исчезает и хороший звуковысотный слух. Ребенок в ускоренном темпе проходит те же этапы, что когда-то сумело пройти все человечество. Значит, тонкое различение музыкальной высоты на каком-то витке исторической эволюции было жизненно важно.
На Востоке любят углубиться в предмет, уловить все его детали и изгибы. Европейская музыка уже с Х111 века склоняется к многоплановости и многосоставности. Здесь предпочитают расширить границы предмета, рассмотреть с разных сторон. Наряду с горизонтальным возникает вертикальное измерение, которое различает гармонический слух.
Особый аспект аналитического слуха – внутренний слух. Это способность представлять себе музыку в уме, слышать ее в своем воображении.
Правильное пение неоспоримо доказывает, что внутренний слух у человека есть. Внутренний слух, способность к слуховому представлению, является необходимой опорой для развития музыкальной памяти. Музыкальная память распадается на два компонента: способность к запечатлению следов звучания (внутренний слух) и способность к их сохранению (собственно память).
Необходимо иметь и чувство музыкальной логики, архитектонический слух. Этот слух подразумевает понимание стилевых и жанровых закономерностей музыкальной речи, овладение навыками построения музыкального текста.

Базовые музыкальные функции мозга являются врожденными, и в начале жизненного пути человека они уже даны в готовом виде. Чем выше одаренность музыканта, тем шире и глубже предшествовавшая его рождению музыкальность его рода. К СОЖАЛЕНИЮ В течение жизни человека происходит раскрытие и проявление его способностей и одаренности, их реализация, но не развитие и не качественный рост. А вот ЗУНы – знания, умения и навыки – очевидно возрастают и усложняются в процессе деятельности.
Превосходные слух и память, которыми обладают немногие из нас – это подарок природы, результат огромного пути, пройденного человечеством. Относительно широко распространены лишь те возможности нашей психики и нашей музыкальности, которые возникли раньше других (интонационный слух и чувство ритма). Более поздние способности распространены гораздо меньше, и сколько бы ни старался человек, ему не удается одним прыжком или даже длительными усилиями преодолеть те рубежи, которые исторически заняли необозримо долгий период времени.

Наиболее эффективным способом развития способностей может быть лишь повторение филогенетического пути эволюции, повторение этапов развития слуха и музыкального мышления, которые преодолело человечество.
Ученик будет двигаться от осознания выразительности звука, от проникновения в характер и смысл музыкальной коммуникации, к секретам музыкального движения, к освоению языка тела через ритм, через организацию музыкального времени, становленияе лада, образование музыкальной морфологии, лексики и синтаксиса, как если бы вместе с первобытным человеком ученик создал музыку и ее язык.


Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2019